Фотоотчет экзамена гримеров и костюмеров театрального училища. 2013г.
Хочу рассказать о ярком и совершенно неожиданном событии театральной жизни, на котором мне посчастливилось присутствовать, и о котором просто невозможно не написать статью, щедро приправив ее фотографиями. Итак, речь идет об открытом отчетном экзамене гримеров и костюмеров Одесского театрального училища. 30 июня в 17.00 в ТЮЗе состоялась защита дипломов двух творческих факультетов. Такие мероприятия проходят каждый год, и присутствовать на них в качестве зрителей может каждый, главное – это следить за информацией о месте и времени проведения открытых экзаменов на сайте училища. Прохладная и пасмурная погода в этот день не стала преградой для зрителей. В зале не слышны были раскаты грома, там бушевали эмоции и овации, которыми зрители приветствовали выход на сцену очередного образа и его творца.
Первыми защищали свои дипломные работы студенты костюмерного отделения. Размах фантазии, которую в своих работах показали студенты, а также разнообразие выбранных тем удивляло и покоряло. Для одних источником вдохновения для дипломной работы явилось любимый научно-фантастический рассказ, внимание же других обратилось к героям детских сказок. Были и такие студенты, которых вдохновили конкретные исторические личности, их биографии и свершения. Таким образом, диапазон тем был очень широк.
При выборе несколькими студентами одной темы (в этих случаях они выступали с групповой презентацией), все равно их образы кардинально отличались друг от друга. Чтобы представить один персонаж модельеры использовали различные материалы, текстуры, украшения, силуэты и цветовые решения. И в результате мы видели несколько граней одного персонажа, перемену его настроения и мировоззрения в разные периоды его жизни. Так, перед нашим взором предстали четыре прочтения образа Элизы Дулитл из спектакля Бернарда Шоу «Пигмалион».
А вместе с актрисой Джулией Ламберт мы предавались воспоминаниям, когда перед нами, сменяя друг друга, выходили на сцену пять моделей в сценических костюмах актрисы. Авторы этого показа представили Джулию в разном возрасте, настроении, а их костюмы были предназначены для различных светских мероприятий, но все же, это был гардероб одной и той же личности – знаменитой актрисы, светской львицы, богемной дивы.
Особый интерес представляло и то, каким образом каждая из студенток презентовала свою работу. Их модели, как правило, не просто прохаживались по сцене, как по подиуму: перед нашим взором разворачивалось целое театральное действо или даже мини-спектакль. Мы видели дуэль на мечах валькирии Брунгильды и скандинавского викинга, следили за зловещим поединком фантастических ящериц, наслаждались бразильским карнавалом.
Март Твен и Кити/Екатерина Арагонская.
Но самой оригинальной презентацией, на мой взгляд, был показ короткометражного фильма по мотивам рассказа «Три тысячи лет среди микробов» Марка Твена.
На сцену вышел загримированный актер, изображающий Марка Твена. Он сел на скамейку и стал делать записи в свой дневник. Мы стали свидетелями создания произведения, а закадровый голос писателя начал свой рассказ. Приглушен свет, мы видим сгорбленный силуэт писателя во время работы, в этот момент, за его спиной, на белом фоне появилось изображение – первые кадры фильма презентации дипломницы. И вот уже на экране Гек, микроб холеры, он рассказывает о себе и своем мире, о целях и чаяниях. Вместе с нами он наблюдает за своей спутницей Кити и за ее чудесным перевоплощением в Екатерину Арагонскую. Манерность и неумелое подражательство Китти со временем переросло в полное слияние с личностью императрицы. Этот процесс перерождения нам доступно проиллюстрировал фильм дипломницы посредством грима и приемов режиссуры.
Кити
После показа короткометражки на авансцену вышли герои фильма - Гек, Кити и Марк Твен, а сопровождала их автор работы – дипломница гримерного отделения. Девушка рассказала зрителям и своим экзаменаторам обо всех тонкостях проделанной работы. Для своих моделей она разрабатывала особый пластический грим, который буквально являлся второй кожей.
Он очень удобен для работы актера, органично смотрится, не мешает актерской работе и не сковывает движения. Объемные накладки изготовляются из пластического материала - латекса и силикона персонально под определенного актера. Накладки и постижи крепятся, а потом поверхности колорируются аэрографом для создания однородного тона и мягкого перехода между цветами. Помимо авторского грима для своих моделей дипломница разработала костюмы. Наиболее интересным был костюм Китти. Стройную фигурку героини дипломница облачила в прозрачную пышную невесомую юбку из целлофана, по силуэту сходную с кринолинами английской королевы. Лиф платья состоял из ажурных накладок, выложенных причудливым узором прямо по телу модели. Полупрозрачная накидка ниспадала с хрупких плечей Китти, образ дополнял лысый латексный парик с объемами – прыщами (аналогичные элементы присутствовали на локтях, коленях и предплечьях модели). Вот такая космическая королева взирала с высоты сцены в темный зал. Хрупкая фигурка излучала такое величие и поистине королевское достоинство (грацию), что мы все почувствовали себя ее придворными.
Парик рококо .
Но не все работы требовали такой сложной презентации. Один из лучших дипломов этого выпуска был совершенно просто презентован – от моделей требовалось лишь выйти и показать работу костюмера со всех ракурсов. Темой диплома была трансформация классических париков времен рококо в современности. Сначала вышли барышни в классических костюмах пастельных тонов и белых париках тех времен. А вот вслед за ними вышли девушки в уже современной, модернисткой версии тех же париков. Черные закрытые облегающие комбинезоны подчеркивали стройные фигуры девушек и абсолютно не отвлекали внимание от их ярких красочных причесок. Длинные серьги-нити ниспадали на плечи и грудь, подчеркивая сложную форму причесок. В париках чувствуется преемственность, по силуэту они напоминали прототипы, но это уже мысль на новом витке времени. Такие парики могут использоваться в современном прочтении классических сюжетов. Эти атрибуты, создавая атмосферу тех времен, одновременно переносят действие в наше время и даже - в завтрашний день. Грандиозная работа, качественное исполнение, яркая задумка!
Если гримеры были вольны в трактовке своих образов, то костюмеры, в основном, придерживались исторической достоверности, канонов в своих работах. Таким был костюм Казановы. Красный сюртук, декорированный роскошными белыми вшивками и унизанный жемчужными бусинами, сорочка с жабо и лацканами - оборками, длинные волосы, собранные в хвост, расшитые штаны - все это, соответствовало месту и эпохе. В своем повествовании автор Герман Кестен приводил достаточно подробные описания внешности, характера, темперамента и привычек ловеласа. Намного сложнее дела обстояли со спутницей ловеласа. Уж слишком много было увлечений у Джакомо, он ни на одной долго не фокусировал свое внимание. От имен его пассий в тексте остались лишь заглавные буквы. Которая из них скрывает имя главной женщины в жизни Джакомо Казановы? Он не сделал свой выбор, не стала выбирать и дипломница. Личность юной спутницы ловеласа так и осталась анонимной. Вниманию зрителей был представлен собирательный образ всех возлюбленных авантюриста. Легкий, светлый образ юной девы в платье теплых охристых тонов, драпированной юбкой, нежными светлыми локонами, подчеркивающими хрупкую шею. Декор из двух цветочных гирлянд - одна украшающая плечи и декольте, втора юбку юной прелестницы, ажурные воздушные рукава с оборками. Вот такими средствами художник-костюмер написала этот портрет.
После презентации члены комиссии часто просили моделей подойти поближе для того, чтобы вблизи рассмотреть качество работ. Их интересовали и обработка швов, и соответствие технологии, качество кроя, так как для костюма и грима, выполненных для театра и для кино предъявляются различные требования. Для театра образ должен быть ярким и выразительным для обозрения со сцены на большом расстоянии. Поэтому имеет место некоторая вычурность, обобщение и условность. Зато грим и костюмы, выполненные для кино должны достоверно смотреться и в приближении, при крупных планах. Зритель должен поверить в то, что перед ним настоящие драгоценности, типичные для того времени материалы и цвета. Все должно соответствовать исторической правде.
Железный дровосек
Постановки, которые подготовили дипломники, помогали комиссии оценить удобство и пригодность костюмов, аксессуаров и грима для собственно актерской работы. Преподаватели спрашивали моделей, как они себя чувствовали, презентуя образ, удобно ли им было. Особое внимание уделялось маскам. Основное требование к маске: она должна быть не только выразительной, но и не должна глушить звук и мешать или искажать актерскую речь. В маске актеру должно быть комфортно отыгрывать роль на протяжении всего спектакля, она должна крепко держаться на лице и не создавать неудобств при движениях.
Наиболее соответствующей этим требованиям была маска, сделанная для Трусливого Льва из сказки «Волшебник страны Оз». Она прикрывала только верхнюю часть лица актрисы, нижняя челюсть осталась подвижной, оставляя актрисе возможность свободно говорить и играть. На нижнюю часть лица дипломница приклеила элементы имитирующие шерсть животного, бородку. Было заметно, что актрисе, скрывающейся за маской льва, очень удобно. Она вместе с тремя другими персонажами сказки прыгала, танцевала на сцене. А когда ее попросили подойти ближе к комиссии – озорно порыкивала на них. В защиту дипломнице шли два образа – Льва и Страшилы, но для создания атмосферы сказки она подготовила еще и образы Элли и Железного дровосека, только собачку Тотошку мы не увидели на сцене. Преподаватели с интересом рассматривали три из четырех предложенных образа. Они отметили эту работу как отличную. Качественно выполненные пластический грим, латексный лысый парик, постижи, подвижные маски - все это позволило дипломнице претендовать на высокий бал.
Таковы были мои предпочтения, а вот моему семимесячному племяннику больше всего понравился образ панка. Огромный зеленый ирокез, кожаная куртка с шипами и стразами, берцы и гитара в руках – ну чем не икона стиля для подрастающего поколения. Партнершами неформала по сцене были два женских образа. Вместе они иллюстрировали развитие и смену молодежных течений - ритмический ряд представителей субкультур – от травести образа Мерилин Монро до панка и, наконец, до движения эмо. Сценическая задумка презентации тоже построена в этом движении: сначала панк попал под чары секс-символа, но в последствии все же предпочел кинозвезде девушку эмо.
Магическое
представление
Магическое
представление
Помогали презентовать задумки молодых специалистов как профессиональные актеры, модели, танцоры так и их друзья, члены семей, а так же сами однокурсники. Так что некоторых дипломниц мы видели в двух ипостасях. Они повторно выходили на сцену в гриме и костюмах коллег, чтобы защитить уже свой диплом. Из артистических родственников хочется отметить отца одной дипломницы. В рамках презентации он показывал целое магическое представление. Благодаря его чарам ажурный столик парил в воздухе, а в конце фокуса, как по волшебству появилось драгоценное колье, которое иллюзионист презентовал партнерше по сцене. Судя по отзывам преподавателей, отец активно участвовал в жизни учебного заведения, во всех плановых мероприятиях и зачетах на протяжении всего обучения дочери. Так что сложилось впечатление, что сегодня заведение выпускает двух специалистов – отца и дочь.
В тот субботний вечер перед зрителем развернулся целый калейдоскоп ярких образов. Выпускники показали высокий уровень подготовки. Хочется пожелать им творческих успехов и реализации в выбранной профессии. Будем следить за их творческой деятельностью из зрительного зала. Дипломники задали высокую планку для выпуска 2014 г, посмотрим, как они справятся с этой задачей.
Статья: Проконова Анастасия / Фото: Аверочкин Станислав