Фото отчет экзамена гримеров и костюмеров театрального училища 2015 г. Часть I
Пролог
Образ Огня в стилистике Кароля Бака
… Прошлое театральное лето бесплотным воспоминанием сопровождает вереницу дней моего года. Настойчиво шуршит в памяти юбками – кринолинами, звенит бусами и браслетами, весь год наполняя умозрительное пространство иллюзорными декорациями… Кто там мелькнул в толпе? – а это кто-то… в малиновом берете… а где-то вдалеке, в конце квартала – там, непременно, шпага и перо… И зимний занавес заката, и в нем, конечно же, - мечта о лете. А на снегу танцуют тени болеро…
Тогда я, каки вся благодарная публика театрального действа по защите дипломов гримерного и костюмерного отделения - 2014, вышла из зала Кукольного театра, оглушенная и сраженная силой таланта, умением подменять и создавать реальность. Работа этих Мастеров была столь убедительна и достоверна, что проведя всего несколько часов в зрительном зале, за его пределами меня уже не покидало чувство иллюзорности всего происходящего после. В окружающей обстановке чудилась некая эфемерность и зыбкость. Реальные предметы утратили привычную однозначность материальности. Усомнившись однажды, уже сложно вернуть душевное равновесие.
Образ Карамели
… Опираешься на перила, делаешь шаг по лестнице театра, - и внезапно пронзает мысль: а надежна ли этот бутафория, можно ли спуститься по ней на первый этаж или ведет она прямо на сцену, в неведомый спектакль. А может, спуск по ней опасен или вовсе невозможен - скрывшись за поворотом, она резко оборвется.
… Оказавшись на улице - восхищаешься масштабами и размахом городских декораций. Каков должен быть спектакль, чтобы понадобилось создать такой достоверный и такой сложный антураж? Пройдя квартал, заглядываешь за угол и с удивлением отмечаешь у домов наличие второго, третьего, четвертого фасадов. Казалось бы, и зачем так трудиться над деталями, ведь это тыльная сторона, которой не увидит зритель? А наш сказочно-невероятный город с удовольствием подыграет: вот из Приморского бульвара, навстречу, по пути на Дерибасовскую, выплывает нереально – реальная карета Золушки, а возле Оперного театра встречают живые скульптуры: машет рукой Золотой Моцарт, хлопают крыльями Серебряный Ангел и Бронзовая Птица Сирин…
Вот так весь прошедший год я играла с действительностью в двойственность. Искала у природы совершенства, а у театра – естества. Забавно.
Прошел год... Снова настало лето… Выпуск 2015 года.
(365 дней спустя…)
И вот теперь моя с трудом обретённая уверенность вновь претерпит испытание на прочность. И опять может окончательно пошатнуться уже благодаря выпускникам театрального училища 2015 г. Ожидая и предвкушая, я заняла свое кресло в зрительном зале Украинского театра (мягкое касание о плюшевую обивку кресла, глянец лакированного подлокотника, гаснет свет, третий звонок, занавес…)
Первое действие
(костюмеры)
Богдан Хмельниций
Первым на сцену вышел гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Задумчивый и сосредоточенный, он прошелся по сцене, демонстрируя свое исторически достоверное облачение. Но не только крой, материалы да атрибуты интересовали дипломницу, создавшую этот образ. Она решила разобраться в особенности личности, и кто повлиял на становление этого политика и незаурядного исторического деятеля. Автор окружила его тремя женскими образами – его женами. Теми, кто поддерживал и сопровождал его на жизненном пути. Вместе с ними он преодолевал трудности, делил триумф и поражения, они были свидетелями трансформации его, одного из многих, в весомую фигуру политической арены своего времени. Мы – результат нашего выбора. Мы есть те, кто нас окружает. Вот и три «первых леди» Богдана Хмельницкого расскажут о нем больше, чем все летописцы и странствующие музыканты. Три женщины, сыгравшие разные роли в жизни своего мужа, воплощённые ипостаси: Материнство (Анна Сомковна), страстная, безудержная Любовь (Гелена) и мудрость, товарищество, Поддержка (снова Анна, но уже Золотаренко).Менялся Богдан Хмельницкий - менялась и спутница подле него. Примечательно, что в образе одной из жен выступила сама дипломница. Для себя она выбрала роль многодетной матери. Случайность или оговорка по Фрейду – спорно, но что точно не вызывало сомнений ни у комиссии, ни у публики, так это профессионализм дипломницы. Она раскрыла в полной мере каждый из образов, за который взялась в этом дипломе. Комиссия отметила безукоризненный подбор и обработку сложных материалов и тканей. Костюмы смотрелись достоверно и выразительно.
Ну что ж, история - дело прошлое. Звучит мотив бессмертной музыки Вивальди «Времена года», и четыре воплощения – Весна, Лето, Осень, Зима - сменяют друг друга на сцене, вальсируют и вливаются в единый хоровод. Объемные рукава, силуэт – перевернутая рюмка, высокие прически с локонами по обе стороны лица - все напоминало мне моду Франции XVI- XVII. Но силуэты не тяжелые и громоздкие, с панье, фижмами, фокю и прочим, а скорее стилизация костюмов Возрождения. Лишь у платья Осени драпировки на бедрах и от линии талии напоминают по форме фокю. Пока я старалась догадаться, дипломница огласила стиль своей работы: итак - австро-немецкий бидермайер! - стиль деловых и активных буржуа и бюргеров, одаривший дам кринолином и кокетливо приоткрывший взгляду туфельки и щиколотки женских ножек.
Все четыре образа выдержаны в одном стиле, смотрятся едино, цельно. Юбки Весны и Лета усыпаны цветами: россыпь мелких красными цветочков у Весны, и крупные акварельные маки - у Лета. Легкие и светлые платья, воздушные ткани. Осень и Зима, напротив, облачены в более тяжелые платья, глухих оттенков. Подолы их юбок украшают аппликативные виды города - зимний и осенний городской пейзажи. Хрустит снег под ногами, теплый свет из окон домов и от уличных фонарей пытается противостоять, отвоевать чуть-чуть пространства у зимней стужи, - хоть сантиметр, хоть пядь - уже что-то. Дымок от печных труб, а по небу плывет неспешно туча, полная снега, как взбитая подушка -невесомым белым пером. На самом деле - это, конечно же, не туча, а кружевной воротник, который венчает лиф, - улегся на груди, плечах и рукавах синего платья Зимы кружевными волнами.
Легкий мотив Вивальди сменился тяжелыми роковыми басами, и на сцену тяжелой поступью вышел Темный повелитель Назгулов, гроза Толкиеновского Средиземноморья, хозяин Мордора – Саурон.
Воплощённое зло было одето в черные доспехи, изобилующие металлическими клепками, шипами. Заостренные накладки использовались в оформлении хищного шлема с острыми выступами и наплечий в виде двух высоких изогнутых рогов. За спиной Темного развивается черный плащ, металлическая кольчуга до колена, высокие сапоги, перчатки и нарукавники. Все облачение – черно-вороного цвета, в сочетании с холодным металлом. Наряд крайне устрашающего вида и весьма массивен, но судя по тому, как легко Саурон двигается и свободно взмахивает своим грозным мечом - тяжесть облачения мнимая, костюм удобен и практичен.
На такое решение образа Саурона дипломницу вдохновили рыцарские доспехи эпохи Ренессанса. В работе она использовала технологию лино на деревянных накладках, листовое лино. Преподаватели высоко оценили конструктивное решение дипломницы.
Еще один мужской образ воина, сменивший Саурона на сцене - легендарный полководец Александр Невский. Его облик выполненв стилеодноименной киноленты Мосфильма, с учетом исторических источников. Для декорирования костюма дипломница выбрала аппликативную технику – узорчатые накладки. На плаще узоры по верху были обклеены шнуром. Завитушки по красному бархату плаща смотрятся шитьем работы искусных золотошвеек. Суровый образ Александра уравновешивается светлым женским образом, выполненный также исторически верно, с использованием золотых и белых аппликаций. Для создания кольчуги воина дипломница использовала несвойственный для такого элемента обмундирования современный материал – замшу. Это максимально облегчило костюм, позволяя актеру свободно в нем двигаться и активно фехтовать. Такое облегчение было воспринято комиссией неоднозначно. Была высказана мысль, что в стремлении угодить актеру, дипломница в целом лишила образ фактурной мощи и величественности, придав ему некую условность
Продолжили тему исторических костюмов следующие две дипломницы. Одна создала и представила публике образы маркизы де Помпадур (Франция 18 век), вторая - образы трех женщин чопорной Англии начала XX века, разного сословия и положения, известных обитательниц аббатствa Даунтон.
Перед нами служанка, вдовствующая графиня и наследница родового поместья из одноименного британского сериала. Наряд каждой подчеркивает ее положение в иерархии и социальный статус, а цветовое решение – вкус и характер. Господствующий стиль - поздний модерн, позволял каждой из них самоутвердиться и выразиться. Роскошное и дерзкое декольтированное красное платье леди Мэри. Подчеркнуто строгое, безупречное в своей сдержанности стальное платье, в сочетании с пепельно-пурпурным и черными кружевными вставками и стильная шляпка – облачение вдовствующей графини. Ну, и практичный, лаконичный, не лишенный элегантности, юбочный комплект-униформа служанки.
Роскошные, элегантные, дорого декорированные наряды знатных англичанок XX века в сравнении с тремя барочными туалетами маркизы де Помпадур смотрятся подчеркнуто лаконичными и функциональными. Даже деловое или, скажем, прогулочное платье маркизы сложно назвать удобным повседневным нарядом. Что уж говорить о нарочито торжественном, массивном бальном платье. Таковы законы стиля. Изменилась роль женщины, сфера ее деятельности, и новый стиль поспешил удовлетворить самые актуальные потребности модниц.
Вдоволь покопавшись в женских гардеробах знатных особ, слегка утолив интерес, но не пресытившись, приоткрываем дверь в сказочные миры. А тут есть на что посмотреть…
Сказочный дивертисмент
(смешение гримеров и костюмеров)
…Волшебные миры театральной сказки. Фантазия и прихоть демиургов здесь диктуют законы построения вымышленных мирозданий. Пристегните ремень безопасности, мы – в Хумгате, это такое лифтовое средство передвижения между мирами.
…Из первого дверного проема Хумгата, прямо к нам на авансцену выходит Снежная Королева. Из другой двери выползает погреться в лучах софита медно-золотистая Ящерица. А следом за рептилией идет, будто плывет, ее человеческая ипостась – Малахитница, она же Хозяйка Медной горы.
..За следующей дверью слышатся раскаты грома и свет молний: в этом мире гневается в присущей ему манере древний языческий бог Перун. Проводя свой ритуал, божество вздымает сучковатый посох к самому небу. Умилостивить громовержца вышла прекрасная богиня Мокошь.
(работы костюмеров)
Далее идут работы гримеров.
…Из третьей двери - выпрыгивают, выбегают, выскакивают сразу пять героев сказки «Бременские музыканты». Их пестрая, озорная компания, вдоволь подурачившись и продемонстрировав знаменитый актерский «кураж», спешно покидает сцену – им «…дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободу…». Куда там театральным подмосткам? Эх, .. и говорить не о чем.
…Из противоположной двери вылетает, поигрывая бликами и цветными отсветами, целый каскад мыльных пузырей. Их ловят прямо на лету две милые маленькие девочки. В руках у малышек леденцы и сладости, а из мыльной кутерьмы выходят, постукивая каблучками две дивы (сладкая парочка) – Карамелька и Сладкая Вата. Они шагнули на сцену прямо из диснеевского мультика «Карнавал сладостей».
…Из открытого окна доносится запах кувшинок и болотной трясины, смешиваясь в воздухе с мелодичными звуками: а не дурно сегодня поет серенаду романтик - Водяной для - Ах- Какой- Прелести.
…Из сказки «Конек – Горбунок», через всю сцену пролетает Жар-птица, а за ней спешат Иван и злой, жадный Конюх. Не любуйся Иван золотым пером, лови диво-птицу, пока ее не пленил другой, более расторопный охотник до чудес.
…Что-то холодом повеяло: зябко, дрогнули плечи, ладонь растирает ладонь, выдох стынет и разбивается, едва сорвавшись с губ. Эй, кто распахнул дверь в Средневековье? Три гостьи - королева Ветреница, королева Мышь и Ниточка - на пороге.. Закрою я, пожалуй, за ними дверь поплотнее и придвину кресла ближе к камину. Пусть гостьи из мира химер и горгулий отогреются у нас на сцене. В тепле и рассказ ладнее складывается.
Вокзал потерянных снов
…Все Миры – сказки выходят в коридор, и наше пространство - со сценой, театром и экзаменом не исключение. Один на всех коммуникационный коридор между мирами – Хумгат. По нему курсирует поезд, а мизансцены театрального экзамена – лишь остановки, которые он собирает на своем пути. Коллекционирует он нас, нанизывает, как бусинки, на капроновую нить, на свою лестницу, плавно трансформируясь в конструкцию из рельс и шпал. А вот и вокзал показался. И не простой, а «Вокзал потерянных снов»
- Когда следующий скорый?
- Скоро.
Эхом звучит, будто отражается от металла рельс, - ответ опытных путников. Эта фантастическая троица, курсирующая от конечной до конечной, – Вокзала потерянных снов, знает о маршрутах и перемещениях все.
Вокзал потерянных снов
Что мне расскажет спящий проводник?
Пустые, дребезжащие стаканы
На столике купейном у окна,
Несущегося мимо станции, вспорхнувшей в темноте…
…..
Где, как нетрезвый, глупый ученик,
стыдливо вывернув карманы,-
мир наш пред Господом поник.
( «ДДТ», Юрий Шевчук «Проводник»)
Начало в статье «Фотоотчет экзамена гримеров и костюмеров театрального училища. 2015г. Часть II»
Автор статьи: Анастасия Проконова
Фото: Станислав Аверочкин