Последние работы

Фотоотчет экзамена гримеров и костюмеров театрального училища 2017г Часть I


 


 

...Разглажена складка, возвращена на место непокорная бретелька, наклеена мушка на выбеленную кожу -  чуть ниже скулы, над всполохом застенчивого румянца.

 ...Пришита последняя пуговка на  жесткий каркас корсета, распущены перья, старательно расчесан и уложен (как грива арабского скакуна) каскад бахромы, заплетена до колена шнуровка греческих сандалий ...
...не забыть оправить галстук и проверить надежность запонок...
...смахнуть несуществующую пыль с манжеты, разгладить полы сюртука, встряхнуть балетную пачку – для пышности, поправить воротник-стойку... 
последние штрихи, последние приготовления, в одну секунду собраться с мыслями и...
 

 

 

... Шаг на сцену,

 

 ... как в омут головой, как падение  в заячью нору, или... шаг из рамы на отраженную каминную полку. К слову именно через такую золоченую раму, спущенную на  тросах и парящую в полуметре над сценой, шагнет сегодня вечером на сцену Алиса. Да, да! Та самая, героиня одного из дипломных проектов, и очутится в своем Зазеркалье. Но об этом позже, ведь это еще не случилось. 
Образ Сирин в стилистике ЭртеКостюмы испанского торерои и КармэнОбразы Нептуна и МедузыОбраз Медузы Горгоны

 

Образ Медузы

Медуза

Образ феи Сирени Балет Шелкунчик

Фея Сирень

А-а-а, кровь из пальца! Плещет кровь! Вы укололи палец? Еще не уколола, но уже болит. A сейчас я его уколю. Вооот почему из пальца шла кровь.

 А пока …
 
Вперед, бегом следом за своими персонажами -  на защиту своего диплома, что есть венец чаяний и стараний многих и многих дней. Осязаемый и полновесный результат трудов и кульминация переживаний последних нескольких лет обучения в ОТХУ на отделении Костюмера/Гримера. 
В темноте  дальнего закоулка сцены какое-то движение, суета. Там, где в недрах мрака зарождаются и формируется тени. Вот одна из них клубится, растет и, наконец, воплотившись, мягкой поступью шествует в лучах софитов, кажется даже, что она переплывает пространство сцены. Плывет, преодолевая расстояние от дальнего края, утопающего в темноте и полудреме, - до залитой мягким светом авансцены. На ходу образ формируется и обретает очертания. Стройный силуэт, укутанный в складки ткани, с массивным головным убором в виде раскрытого веера, что завершает образ. Поля его густо устланы бусинами и стразами, обклеены кружевными аппликациями. Тусклый свет, путаясь в просветах кружева, играет с воображением зрителя - иллюзии, фантасмагории, видения...
 
- Сон разума рождает чудовищ? 
- Пожалуй…
Светлая ипостась Мотивы противоположностей в мифологиях стран мираТемная ипостась Мотивы противоположностей в мифологиях стран мираСветлая ипостась Мотивы противоположностей в мифологиях стран мираТемная ипостась Мотивы противоположностей в мифологиях стран мираОтображение идеи противоположностей в художественных образах по мотивам мифологии стран мира
Темная ипостась Мотивы противоположностей в мифологиях стран мира

Темная ипостась

Силуэт покачивается, взмахивает тонкими, бледными руками. Кисти затянуты в узкие треугольные митенки, ткань рукавов взмывает и зависает в воздухе...и...
Мгновение и точеная фигура распадается на две. Из-за спины Черной ипостаси выходит ее противоположность - Белая, которая все это время следовала за ней.  Перед нами два лебедя, две половины одной целостности, две противоположности. Оба образа решены в одной стилистике (приветствуем вас, месье Модерн!) - струящиеся ткани, плавные и  летящие линии, в сочетании с геометрическими аппликациями из пайеток и кружева.
А какие головные уборы?!.  Плетение тонкой невесомой паутины (Белый образ) и сгустки ртути на каркасном луковичном головном уборе – таково решение   Черного образа. Перед нами театральные костюмы, которые хорошо смотрятся на большом расстоянии. 
Тема птиц достаточно часто поднимается в своих дипломах гримерами и костюмерами. А декоративный стиль, стиль ар-деко, как никакой другой отлично подходит для этой тематики. Птицы Сирин и Алконост, олицетворения Печали и Радости - удивительно цельно и гармонично были представлены дипломницей. Для их решения она выбрала стилистику известного художника Эрте. Готовые парные костюмы для фешн - показа в доме моды. Так и вижу, как эти Девы-птицы спускаются под всполохи фотовспышек по витой лестнице в холл Дома Мила… или другого дома, но обязательно с интерьером в стиле модерн. 
 
Образ Алконост в стилистике ЭртеОбраз Сирин в стилистике ЭртеОбраз Алконост в стилистике ЭртеОбраз Алконост в стилистике ЭртеОбраз Алконост в стилистике ЭртеОбраз Сирин в стилистике Эрте
Образ Сирин в стилистике ЭртеОбраз Алконост Сирин в стилистике ЭртеОбраз Сирин в стилистике ЭртеОбраз Алконост в стилистике Эрте
Исторический костюм. Звучит знакомо? Привычно? Вот сказала, а подсознание подкидывает ассоциации:
...кудрявые припудренные парики, панье, испанский стоячий воротник, панталоны и бальные туфли, перья в веерах и волосах, шляпках. В целом, средневековая Европа. 
А ведь есть и другие континенты, иная история  -  всего остального мира, других рас и народов. Например Ацтеков. Их воинственное Божество носит головной убор с инкрустацией из человеческих костей, хищно ощетинившийся рядами ярких перьев на ритуальном головном уборе. Тело его исполосовано специальными декоративными шрамами,  вперемешку с ритуальными узорами и татуировками,  воротник и набедренная повязка испещрены цветными геометрическими узорами и нашивками из золота. В руках массивный посох с множеством деталей и элементов. Пестрит? А между тем, все эти элементы подобраны и являют собой единую композицию и свой самобытный баланс. 
Склоним голову, отдавая дань уважения  древнему божеству, и будем надеяться, что бог сегодня не гневается. Наверное, его  удовлетворил ритуал подчинения, исполненный на наших глазах ацтеком – воином. 
Воин-ацтекВоинственный Бог ацтековВоинственный Бог ацтековВоинственный Бог ацтековВоин-ацтек и его Божество
Воин-ацтек и его БожествоВоинственный Бог ацтековВоин-ацтек и его Божество
Наблюдая не первый год, за презентацией дипломных проектов гримеров и костюмеров, не перестаю поражаться широте взглядов, разнообразию интересов и литературных предпочтений дипломников. Пока одни ищут вдохновения в классических театральных постановках, составляющих основу репертуара всех театров мира, их коллеги замахиваются на художественные образы времени будущего - ткут, кроят и перешивают его по собственному почину. И если первые оттачивают мастерство  в строгих рамках канона, соревнуются друг с другом и, что самое главное, с мастерами прошлого - то их коллеги сталкиваются с проблемами всех первооткрывателей. Сам замахнулся - сам и расхлебывай. Формулируй идею, ставь задачи, находи оптимальные пути решения. 
Образ феи Карабос Балет ШелкунчикОбраз феи Карабос Балет ШелкунчикОбраз феи Карабос Балет Шелкунчик
И действительно, а что если завтра наш Оперный театр поставит балет "Аватар"? А, может быть, Украинский театр презентует спектакль по мотивам произведений Стивена Кинга. А почему бы и нет? Чем черт не шутит!
  И тут к месту, и в самый раз придется созданный в этом году костюм Томминокера,  поражающий своей достоверностью и детализацией. И так же, в тот самый миг понадобится разработанный той же дипломницей грим для Бобби Андерсон. 
 
Образ Бобби Андерсон из произведения Стивена Кинга Томминокеры

Бобби Андерсон

Мы застаем писательницу в тот самый момент, когда процесс порабощения  и превращения уже начался. Серая кожа, заостренные черты лица, спутанные волосы, на лице и теле проступили нездоровые пятна-тени. Костюм же инопланетного существа - пришельца и вовсе восхищает. Он выразителен и  сразу убеждает зрителя в своей реальности. А по уровню деталировки и техничности может соревноваться с вариантом кинофильма. Перед нами разворачивается античный сюжет, это настоящий бой Давида и Голиафа – только на современном уровне. В роли Давида выступает наш автор дипломного проекта. И ему противостоит вся современная киноиндустрия - с арсеналом спецэффектов и  всей мощью компьютерной графики. Чем не современный гигант Голиаф? И наш дипломник противостоит достойно!

 

 

 

Образ Бобби Андерсон иТомминокера Стивена КингаОбраз Бобби Андерсон иТомминокера Стивена КингаОбраз Бобби Андерсон иТомминокера Стивена КингаОбраз Бобби Андерсон иТомминокера Стивена Кинга
Образ Бобби Андерсон иТомминокера Стивена КингаОбраз Бобби Андерсон иТомминокера Стивена КингаОбраз Бобби Андерсон иТомминокера Стивена КингаОбраз Бобби Андерсон иТомминокера Стивена Кинга
За основу своего инопланетного образа дипломница не стала брать распространенный прототип - рептилию, она предпочла ему менее растиражированный - медузу с ее полупрозрачной, эфемерной консистенцией (субстанцией) и эффектом свечения. 
В трактовке нашей дипломницы на условно - антропоморфном туловище измененная, увеличенная продолговатая голова, по форме напоминающая большое яйцо. Голова - со светящимся лбом-куполом через оболочку которого хорошо просматривается мозг. Височную и теменную области призваны защищать щупальца. Сзади свисают то ли отростки, то ли те же щупальца-жгуты, которые собраны в хвост. По телу, на суставах и боках виднеются ороговевшие наросты-шипы, острые когти на пальцах – еще пока человеческих рук, и ноги - от лодыжки переходящие в копыта.  Тело расписано приемом аэрографии, а черты до неузнаваемости изменены при помощи пластического грима - специальных объемных скульптурных накладок. Образ зловещий и отталкивающе - натуралистичный. 
Образ ТомминокераОбраз ТомминокераОбраз Томминокера
При помощи такой сложной техники с использованием пластических накладок, вылепленных индивидуально под определенную модель, отлитых и расписанных аэрографом, в сочетании с пастижами и живописным гримом специалист - гример может творить чудеса. Ему под силу явить чудовищ, наделять сходством с известными личностями или персонажами, шутя из женщины "слепить" мужчину, а из мужчины "смастерить" миловидную даму. И мы, сторонние наблюдатели поверим и поддадимся напору такой иллюзии.
Образ Большого и доброго великанаОбраз из м\ф Большого и доброго великанаОбраз из м\ф Большого и доброго великанаОбраз из м\ф Большого и доброго великана
Образ из м\ф Большого и доброго великанаОбразы из Большого и доброго великанаОбразы из Большого и доброго великанаОбраз из м\ф Большого и доброго великанаОбраз из м\ф Большого и доброго великана
Например: одной из дипломниц с легкостью удалось перенести нас в мир фильма о Большом и Добром великане. Она ловко загримировала свою модель, придав ему узнаваемые черты главного героя кинофильма. А два его недобрых сородича и вовсе, будто сбежали с экрана  кинотеатра. Оттуда, где только что закончился киносеанс "Большой и добрый великан". Видимо, все это для того, чтобы завоевать новые территории нашей реальности, запугать и пленить публику одесского  ТЮЗа. 
Среди круга дипломов "классики" стоит отметить костюмы испанского тореадора и Кармен, а также  ансамбль  балетных костюмов фей для постановки балета "Щелкунчик". Все эти костюмы имеют черты эпохи и стиля, принадлежат исторической балетной традиции и созданы по классической театральной технологии. Каждая их складка, волан, буквально каждая деталь выверена, продумана и подчинена общей идее комфорта и удобства в эксплуатации. Все, как по заветам Витрувия – Польза, Прочность, Красота! И хоть костюмы облегчены, внешне они смотрятся достоверно, добротно, основательно.
Балет ШелкунчикБалет ШелкунчикБалет ШелкунчикБалет Шелкунчик
Образ феи Карабос Балет ШелкунчикОбраз феи Карабос Балет ШелкунчикОбраз феи Карабос Балет ШелкунчикОбраз феи Карабос Балет Шелкунчик
Например:
 Если эпоха того требует, то платье феи Карабос, уж будьте уверены, с его двойными фижмами, увеличивающими бедра, драпированной юбкой и шлейфом, а также с корсетным лифом, будет смотреться  типичным бальным платьем периода рококо. В дипломном варианте материалы стилизованы и заменены на более легкие. Иллюзия сохранена, а зритель не заметил подмену. Ведь согласитесь, в подлинном бальном платье, с его многослойностью, каркасом кринолина, инкрустациями камнями и вышивкой, тяжелыми драпировками из бархата, сатина и шелка танцовщик вряд ли исполнил бы и половину  головокружительных балетных па.

Не менее  комфортным (как для корриды, так и для танца) оказался классический костюм испанского тореро в алом, с золотом, плаще и короткой Chaquetilla, расшитой множеством золотых кисточек, аппликаций, мелких деталей. Стремительны и грациозны были движения тореро в танце со своей партнершей в черно-красном платье Мак. 

 

Костюмы испанского торерои и КармэнИспанская танцовщицаИспанская танцовщицаИспанская танцовщица
Костюмы испанского торерои и КармэнКостюмы испанского торерои и КармэнКостюмы испанского торерои и КармэнКостюм испанского торерои
Автор статьи: Проконова Анастасия
фото: Станислав Аверочкин
 
17.07.2017
Дополнительный материал