...Разглажена складка, возвращена на место непокорная бретелька, наклеена мушка на выбеленную кожу - чуть ниже скулы, над всполохом застенчивого румянца.
...Пришита последняя пуговка на жесткий каркас корсета, распущены перья, старательно расчесан и уложен (как грива арабского скакуна) каскад бахромы, заплетена до колена шнуровка греческих сандалий ...
...не забыть оправить галстук и проверить надежность запонок...
...смахнуть несуществующую пыль с манжеты, разгладить полы сюртука, встряхнуть балетную пачку – для пышности, поправить воротник-стойку...
последние штрихи, последние приготовления, в одну секунду собраться с мыслями и...
... как в омут головой, как падение в заячью нору, или... шаг из рамы на отраженную каминную полку. К слову именно через такую золоченую раму, спущенную на тросах и парящую в полуметре над сценой, шагнет сегодня вечером на сцену Алиса. Да, да! Та самая, героиня одного из дипломных проектов, и очутится в своем Зазеркалье. Но об этом позже, ведь это еще не случилось.
Медуза
Фея Сирень
А-а-а, кровь из пальца! Плещет кровь! Вы укололи палец? Еще не уколола, но уже болит. A сейчас я его уколю. Вооот почему из пальца шла кровь.
А пока …
Вперед, бегом следом за своими персонажами - на защиту своего диплома, что есть венец чаяний и стараний многих и многих дней. Осязаемый и полновесный результат трудов и кульминация переживаний последних нескольких лет обучения в ОТХУ на отделении Костюмера/Гримера.
В темноте дальнего закоулка сцены какое-то движение, суета. Там, где в недрах мрака зарождаются и формируется тени. Вот одна из них клубится, растет и, наконец, воплотившись, мягкой поступью шествует в лучах софитов, кажется даже, что она переплывает пространство сцены. Плывет, преодолевая расстояние от дальнего края, утопающего в темноте и полудреме, - до залитой мягким светом авансцены. На ходу образ формируется и обретает очертания. Стройный силуэт, укутанный в складки ткани, с массивным головным убором в виде раскрытого веера, что завершает образ. Поля его густо устланы бусинами и стразами, обклеены кружевными аппликациями. Тусклый свет, путаясь в просветах кружева, играет с воображением зрителя - иллюзии, фантасмагории, видения...
- Сон разума рождает чудовищ?
- Пожалуй…
Темная ипостась
Силуэт покачивается, взмахивает тонкими, бледными руками. Кисти затянуты в узкие треугольные митенки, ткань рукавов взмывает и зависает в воздухе...и...
Мгновение и точеная фигура распадается на две. Из-за спины Черной ипостаси выходит ее противоположность - Белая, которая все это время следовала за ней. Перед нами два лебедя, две половины одной целостности, две противоположности. Оба образа решены в одной стилистике (приветствуем вас, месье Модерн!) - струящиеся ткани, плавные и летящие линии, в сочетании с геометрическими аппликациями из пайеток и кружева.
А какие головные уборы?!. Плетение тонкой невесомой паутины (Белый образ) и сгустки ртути на каркасном луковичном головном уборе – таково решение Черного образа. Перед нами театральные костюмы, которые хорошо смотрятся на большом расстоянии.
Тема птиц достаточно часто поднимается в своих дипломах гримерами и костюмерами. А декоративный стиль, стиль ар-деко, как никакой другой отлично подходит для этой тематики. Птицы Сирин и Алконост, олицетворения Печали и Радости - удивительно цельно и гармонично были представлены дипломницей. Для их решения она выбрала стилистику известного художника Эрте. Готовые парные костюмы для фешн - показа в доме моды. Так и вижу, как эти Девы-птицы спускаются под всполохи фотовспышек по витой лестнице в холл Дома Мила… или другого дома, но обязательно с интерьером в стиле модерн.
Исторический костюм. Звучит знакомо? Привычно? Вот сказала, а подсознание подкидывает ассоциации:
...кудрявые припудренные парики, панье, испанский стоячий воротник, панталоны и бальные туфли, перья в веерах и волосах, шляпках. В целом, средневековая Европа.
А ведь есть и другие континенты, иная история - всего остального мира, других рас и народов. Например Ацтеков. Их воинственное Божество носит головной убор с инкрустацией из человеческих костей, хищно ощетинившийся рядами ярких перьев на ритуальном головном уборе. Тело его исполосовано специальными декоративными шрамами, вперемешку с ритуальными узорами и татуировками, воротник и набедренная повязка испещрены цветными геометрическими узорами и нашивками из золота. В руках массивный посох с множеством деталей и элементов. Пестрит? А между тем, все эти элементы подобраны и являют собой единую композицию и свой самобытный баланс.
Склоним голову, отдавая дань уважения древнему божеству, и будем надеяться, что бог сегодня не гневается. Наверное, его удовлетворил ритуал подчинения, исполненный на наших глазах ацтеком – воином.
Наблюдая не первый год, за презентацией дипломных проектов гримеров и костюмеров, не перестаю поражаться широте взглядов, разнообразию интересов и литературных предпочтений дипломников. Пока одни ищут вдохновения в классических театральных постановках, составляющих основу репертуара всех театров мира, их коллеги замахиваются на художественные образы времени будущего - ткут, кроят и перешивают его по собственному почину. И если первые оттачивают мастерство в строгих рамках канона, соревнуются друг с другом и, что самое главное, с мастерами прошлого - то их коллеги сталкиваются с проблемами всех первооткрывателей. Сам замахнулся - сам и расхлебывай. Формулируй идею, ставь задачи, находи оптимальные пути решения.
И действительно, а что если завтра наш Оперный театр поставит балет "Аватар"? А, может быть, Украинский театр презентует спектакль по мотивам произведений Стивена Кинга. А почему бы и нет? Чем черт не шутит!
И тут к месту, и в самый раз придется созданный в этом году костюм Томминокера, поражающий своей достоверностью и детализацией. И так же, в тот самый миг понадобится разработанный той же дипломницей грим для Бобби Андерсон.
Бобби Андерсон
Мы застаем писательницу в тот самый момент, когда процесс порабощения и превращения уже начался. Серая кожа, заостренные черты лица, спутанные волосы, на лице и теле проступили нездоровые пятна-тени. Костюм же инопланетного существа - пришельца и вовсе восхищает. Он выразителен и сразу убеждает зрителя в своей реальности. А по уровню деталировки и техничности может соревноваться с вариантом кинофильма. Перед нами разворачивается античный сюжет, это настоящий бой Давида и Голиафа – только на современном уровне. В роли Давида выступает наш автор дипломного проекта. И ему противостоит вся современная киноиндустрия - с арсеналом спецэффектов и всей мощью компьютерной графики. Чем не современный гигант Голиаф? И наш дипломник противостоит достойно!
За основу своего инопланетного образа дипломница не стала брать распространенный прототип - рептилию, она предпочла ему менее растиражированный - медузу с ее полупрозрачной, эфемерной консистенцией (субстанцией) и эффектом свечения.
В трактовке нашей дипломницы на условно - антропоморфном туловище измененная, увеличенная продолговатая голова, по форме напоминающая большое яйцо. Голова - со светящимся лбом-куполом через оболочку которого хорошо просматривается мозг. Височную и теменную области призваны защищать щупальца. Сзади свисают то ли отростки, то ли те же щупальца-жгуты, которые собраны в хвост. По телу, на суставах и боках виднеются ороговевшие наросты-шипы, острые когти на пальцах – еще пока человеческих рук, и ноги - от лодыжки переходящие в копыта. Тело расписано приемом аэрографии, а черты до неузнаваемости изменены при помощи пластического грима - специальных объемных скульптурных накладок. Образ зловещий и отталкивающе - натуралистичный.
При помощи такой сложной техники с использованием пластических накладок, вылепленных индивидуально под определенную модель, отлитых и расписанных аэрографом, в сочетании с пастижами и живописным гримом специалист - гример может творить чудеса. Ему под силу явить чудовищ, наделять сходством с известными личностями или персонажами, шутя из женщины "слепить" мужчину, а из мужчины "смастерить" миловидную даму. И мы, сторонние наблюдатели поверим и поддадимся напору такой иллюзии.
Например: одной из дипломниц с легкостью удалось перенести нас в мир фильма о Большом и Добром великане. Она ловко загримировала свою модель, придав ему узнаваемые черты главного героя кинофильма. А два его недобрых сородича и вовсе, будто сбежали с экрана кинотеатра. Оттуда, где только что закончился киносеанс "Большой и добрый великан". Видимо, все это для того, чтобы завоевать новые территории нашей реальности, запугать и пленить публику одесского ТЮЗа.
Среди круга дипломов "классики" стоит отметить костюмы испанского тореадора и Кармен, а также ансамбль балетных костюмов фей для постановки балета "Щелкунчик". Все эти костюмы имеют черты эпохи и стиля, принадлежат исторической балетной традиции и созданы по классической театральной технологии. Каждая их складка, волан, буквально каждая деталь выверена, продумана и подчинена общей идее комфорта и удобства в эксплуатации. Все, как по заветам Витрувия – Польза, Прочность, Красота! И хоть костюмы облегчены, внешне они смотрятся достоверно, добротно, основательно.
Например:
Если эпоха того требует, то платье феи Карабос, уж будьте уверены, с его двойными фижмами, увеличивающими бедра, драпированной юбкой и шлейфом, а также с корсетным лифом, будет смотреться типичным бальным платьем периода рококо. В дипломном варианте материалы стилизованы и заменены на более легкие. Иллюзия сохранена, а зритель не заметил подмену. Ведь согласитесь, в подлинном бальном платье, с его многослойностью, каркасом кринолина, инкрустациями камнями и вышивкой, тяжелыми драпировками из бархата, сатина и шелка танцовщик вряд ли исполнил бы и половину головокружительных балетных па.
Не менее комфортным (как для корриды, так и для танца) оказался классический костюм испанского тореро в алом, с золотом, плаще и короткой Chaquetilla, расшитой множеством золотых кисточек, аппликаций, мелких деталей. Стремительны и грациозны были движения тореро в танце со своей партнершей в черно-красном платье Мак.
Автор статьи: Проконова Анастасия
фото: Станислав Аверочкин