Фотоотчет экзамена гримеров и костюмеров театрального училища. 2014г.Часть II
...Сказочные персонажи, герои мифов и сказаний - неиссякаемый источник вдохновения. Этой обширной темой заинтересовались и гримеры, и костюмеры в равной мере. По - разному они выражали свою мысль, будь - то тяжелые конструкции и маски, расшитые громоздкие костюмы или бодиарт, либо пластический грим с накладками изменяющий лица актеров до неузнаваемости. Спектр приемов широк, а цель одна - создать сказочную иллюзию.
Итак, сравним два таких разных образа - это птица-дева Сирин и Синяя птица. По - разному студентки подошли к решению своей задачи. Костюм первого мифического существа эпохи язычества Руси – длинный коричневый балахон, широкие складчатые рукава с имитацией оперения, расшитым узорчатым золотошвейным лифом. Узоры в стиле модерн имитируют голую женскую грудь, массивный головной убор - стилизация клюва.
Образ Синей птицы – легкая основа, трико, из полупрозрачной ткани с нашитыми на лиф стилизованными перьями из органзы и проволочной направляющей. Такие же рукотворные перья составляют прическу-парик и переходят на лиф и в шлейф, развивающийся за птицей. Золотое головное украшение, яркий макияж, сочетающий ультрамарин и охру. Общее впечатление - невесомости и грациозности.
Представление образа Синей птицы состоялось в окружении массового театрального действия, целого мини - спектакля с большим количеством участников. Это Тильтиль и Митиль, отправившиеся на поиски Синей птицы, и образ Света, и сгорбленный старик в лохмотьях со спутанными седыми волосами. Старик - воплощение дряхлости, нищеты и старости. В постановке он символизирует Время. Дипломница выполнила старческий макияж, сложные пастижи, парики и прически, макияж. Комиссия отметила качество выполненной работы а также подивилась скромным срокам исполнения.
Помимо сказочных персонажей, героев сказаний и былин, прозы, зал Кукольного Театра посетили небожители. Две дипломницы подготовили для зрителя встречу с целым пантеоном богов древности - Руси и Индии.
Таинственный обряд седовласого волхва призвал на сцену прекрасную языческую богиню-пряху Мокошь. Юбка из грубой ткани, поверх длинной расшитой орнаментами рубахи, голову богини судьбы и плодородия венчает рогатый головной убор, кичку - два горизонтальных рога обтянутых разноцветными нитями, украшенные помпонами и вставкой с орнаментальной вышивкой. С кичку свободно свисают гирлянды, которые образуют радужный полукруг за спиной богини, макияж визуально увеличивающий глаза, сочетает золотой, синий и оранжевый цвета. Лоб, виски, щеки задуты оранжевым цветом от чего лицо смотрится еще тоньше, на груди четыре нити бус.
Язычники покинули сцену. Вниманием и властью над залом завладели боги индийского пантеона - Гаруда, Вишну, Ганеша, Шива, хищная Нагин и воплощенная красота и очарование - Лакшми. Божественные персонажи решены в традиционно ярких цветах, золотых украшениях, богато расшитых поясах, цветы в качестве украшений на волосах, а так же гирлянды - бусы. Фигуры мужчин опоясывают дхоти, богини драпируются в сари. Автор данного диплома за время работы так прониклась индуисткой мифологией, что даже вышла на сцену представлять свое творение в зеленом сари, отливающим золотом.
Колоссальный объем работы проделан: это и дополнительная пара рук у двух божеств, и маска слона - лик бога Ганеши, маски Гаруда и Нагин, головные уборы, роспись по телу чешуи рептилии и роспись по ткани, имитирующая накачанный пресс Гаруда и животик Ганеши, традиционный национальный макияж. От количества деталей, украшений, блеска и богатства убранства голова шла кругом, а медленные змеино- волнообразные движения Нагин приковывали внимание и обездвиживали. Публика застыла в изумлении, и лишь спустя какое-то время зал взорвался овациями.
Следующими на сцену вышли сказочные существа с рыбьими хвостами, встречающиеся в эпосах различных народов, известные как русалки. Две дивные дивы прошлись по сцене, демонстрируя свои наряды, макияж, унизанные ракушками парики-прически. Рыбьи хвосты оказались юбками, они удобно крепятся к рукам нитями, подобно куклам - марионеткам. Будто водный поток поднял со дна морского мириады отполированных камушков, бусин, стеклышек, ракушек коралл и водорослей и струится по телу русалки, формируя ее наряд. Убранство и головной убор второй девушки напоминает коралл - блестящая перфорированная ткань собрана в причудливую форму, топорщится острыми краями, переливается на свету.
Снова спускается занавес и действо на сцене переносит нас в другую сторону света - Иудею, во времена правления жестокого Ирода. Царь восседает на своем троне, а перед ним танцует свой знаменитый танец Саломея. Легко кружась, она упорхнула за кулисы и через мгновение вернулась, в руках держа блюдо. Актриса выходит из полумрака на свет арьерсцены и предъявляет дипломный артефакт: на блюде отсеченная голова Иоанна Крестителя. Комиссия высоко оценила мастерство с которым была выполнена голова Иоанна, его лицо, волосы ресницы. Высоко оценили и парик с исторической прической Саломеи, достойно выдержавший такой энергичный танец.
Вслед за Ветхим Заветом мы увидели детский сон маленькой девочки Иды, в котором цветы Роза, Лаванда, Розочка и Тюльпан нарушили свою природную неподвижность и величественно кружились по сцене в танце. Фигуры актеров облачены в черные облегающие костюмы, призванные не отвлекать внимание от фантазийного макияжа и массивных, диковинных париков. Выложенные на каркасе, акриловые, они повторяют форму бутонов цветов. На тонких фигурках-стебельках Лаванды и Тюльпана схематичные каркасные юбки всего из нескольких лент и обручей, длинный зеленый лист обнял стан Тюльпана от правой ноги до левого плеча, зеленое газовое жабо и рукава короля Розы и воздушная юбочка, розовый куст, на фигурке его дочери - такими мы увидели в ночном полумраке цветы маленькой Иды из сказки Андерсена.
Незаметно пролетело время. Четыре часа кряду мы заворожено следили за сменой образов и декораций на сцене Кукольного театра и вот, под свет софитов выходит последняя на сегодня группа актеров. Мы становимся свидетелями схватки трех мастеров восточных единоборств. Они сопровождают монаха Сюаньцзана на пути в Индию по Шелковому пути за буддийскими сутрами. Специально изготовленный пластический грим, накладки, лысые парики и пастижи - и вот перед нами царь обезьян Сунь Укун, комический получеловек-полусвинья Чжу Бацзе, отрешенный Сюаньцзан и загадочный рыжий бородач с синей кожей. Они так органично смотрятся в гриме, создается иллюзия, что это их истинные черты. Бодиарт, который был нанесен на тела рассчитывался на восемь часов работы, однако актеры провели в нем все десять часов, нисколько не испытывая дискомфорт. За это время рисунок не смазался не потрескался.
Время выступлений истекло, студенты получили заслуженные высокие баллы, похвалу комиссии и бурю оваций от благодарных зрителей, пришедших сегодня на это пиршество красок, фантазии, мастерства. Выпуск 2014 года не посрамил своих преподавателей и задал новую веху на пути совершенствования будущим последователя, возжелавшим повторить и превзойти сегодняшних выпускников на этом пути. Что ж, вызов вослед идущим брошен...
Начало в статье «Фотоотчет экзамена гримеров и костюмеров театрального училища. 2014г. Часть I»
Автор: Проконова Анастасия
Фото: Станислав Аверочкин